Лидерство. Навык или талант?
Интерес к теме лидерства остается стабильно высоким как у нас в России, так и в других странах.
Вспомнить хотя бы недавнего британского экс премьера, публичные речи которой пестрели словосочетанием strong leadership. Если вспомнить об ведущей тенденции в структуре занятости в целом- удаленная работа, контрактная занятость, виртуальные команды, тема лидерства становится еще более актуальной.
От того, сможет ли формальный руководитель сплотить сотрудников вокруг единой цели, увлечь, нарисовать объемную картину стратегии и будущего, зависит очень многое.
Ведь уже сейчас сотрудники разделены расстоянием, часовыми поясами, разным культурным кодом.
В дальнейшем эта тенденция будет только развиваться.
Итак, лидерство критично для достижения высоких командных результатов.
В этой связи снова встает популярнейший в управленческих кругах вопрос-
лидерство- это навык или талант?
Если талант- остается только поддерживать и удерживать в компании таких счастливчиков, обладающих невероятным конкурентным преимуществом- природной способностью вести за собой людей.
А что остальные, обделенные от природы талантом лидерства? В такой парадигме получается, что сколько не проводи тренингов по лидерству, коучинговых сессий для развития лидерских навыков- все впустую.
Если же лидерство- это навык, тогда ПРАВИЛЬНО построенная в организации система развития, поддержки и обучения будет приносить результат.
«Правильно построенная»— в навыковом подходе к лидерству вещь ключевая. Ведь наверняка каждый из читающих этих строки руководителей имел неоднократную возможность наблюдать (или даже участвовать) в развитии лидерских компетенций,
которое попросту не работало по разным причинам- из за отсутствия стройной концепции, спорадического подхода, недостаточной обратной связи или неясности целей.
Итак, все таки- навык или талант? На наш взгляд, истина находится посередине.
Когда есть лидерский талант- бинго!
И все же даже в этом случае талант будет нуждаться в развитии и предоставлении регулярной обратной связи.
Ведь скорее всего какие-то из составляющих лидерства будут представлены у такого руководителя больше, какие- то все равно меньше, будут “проседать”. И тогда точечное, под конкретный запрос, обучение принесет пользу, использование индивидуального коучинга углубит понимание своих сильных сторон и областей для развития, а обратная связь- вовремя скорректирует поведение при необходимости.
Если же руководитель- прекрасный, опытный управленец, но без отчетливых лидерских компетенций, большинство компаний принимает решение о необходимости развития лидерских навыков.
Что именно развивать? Легче ответить на этот вопрос, если лидерство разложить на навыковые составляющие, и уже именно их развивать прицельно в зависимости от приоритетов бизнеса и глубины “западения” навыка
На какие именно навыки ( или, если удобнее, компетенции) можно разложить лидерство? По этому поводу в управленческой литературе существует множество точек зрения. Возьмем, в качестве примера, подход, предложенный американским исследователем Майклом Мескон. Он предлагает разложить организационное лидерство на такие навыки как способность влиять на других людей, доносить идеи и заражать ими, а также навыки стратегического планирования, управления изменениями и развития людей.
В любом случае чаще всего окончательное решение по поводу содержания лидерских компетенций принимает организация, иногда при помощи внешнего консультанта, иногда собственными силами.
Так вот, разложив лидерство на компетенции, можно приступать к развитию, сформировав последовательность шагов, включающих самостоятельную работу и подготовку к тренингам, постоянную супервизию руководителя, обратную связь от подчиненных, а также коучинговую поддержку.
Наш многолетний опыт в области развития лидерства подтверждает,
что при наличии грамотно выстроенного плана развития можно добиться ощутимого прогресса по большинству лидерских компетенций.
Например, мы уже писали о возможности развития такого непростого лидерского навыка как харизма.
https://highpteam.ru/liderstvo-i-hari…tsya-liderstvu-2/
Таким образом, если воспринимать лидерство как набор навыков, окажется, что абсолютному большинству этих навыков можно научиться.
Если не ограничиваться формальным аудиторным обучением, а выстроить систему постоянной поддержки и обратной связи, результат обязательно будет.
Успехов!