Мотивация, открытый разговор. Лояльность, приверженность, идентификация?
Мы начинаем серию публикаций под общим названием
Мотивация, открытый разговор.
Предполагаем, что
большая часть наших читателей хорошо разбирается в теме Мотивации сотрудников, поэтому мы решили прежде всего обсуждать вопросы из области мотивации, которые кажутся нам наиболее интересными и острыми, минимально касаясь теоретических аспектов.
И, конечно, предлагать решения. Будем рады, если вы будете также делиться своим опытом с мнениями в комментариях.
Давайте начнем.
Первая тема из области Мотивация, которую мы хотим предложить Вам, касается взаимоотношений организации и сотрудника.
Мы замечали, что при обсуждении вопросов мотивации тема Приверженность/Лояльность/ Идентификация сотрудников вызывает наибольшее число непримиримых разногласий между руководителями.
Почему так происходит?
И действительно, где та золотая середина, когда сотрудник приносит максимальный результат на протяжении определенного периода времени? Некоторые руководители убеждены, что для эффективности достаточно лояльности, мы также встречали тех, убежденных в том, что идеальный сотрудник-этот то, кто идентифицирует себя с компанией.
Кто прав?
Предлагаем обраться к известной динамической модели отношений сотрудника и организации по Яну Эклофу, где по оси слева направо располагаются уровни отношения от Негатива к Равнодушию, затем к Лояльности, Приверженностьи и Идентификации.
В основе разделения на уровни лежит связь в организацией и разделение ее ценностей.
Негатив и Равнодушие наверняка не станут приемлимой моделью взаимоотношений, а вот между Лояльностью, Приверженностью и Идентификацией давайте попробуем выбирать вместе.
Начнем с Лояльности, определив ее как эмоционально положительное отношение к организации и сотрудникам и готовность разделять ее цели.
Вербально такой уровень отношений скорее определиться фразой Я и ОНИ (компания). Повторимся, многие руководители считают такой уровень взаимоотношений достаточным, выражение лоялен к компании является широко распространенным.
Приверженность характеризуется более глубокой привязанностью к месту работы, задачам, своей роли в организации и ее целям.
Вербально-МЫ, НАША. Термин приверженность также довольно часто можно услышать из уст руководителей разного уровня. Приверженность общему делу, результату, например.
И, наконец, идентификация-
восприятие компании, ее целей как своих собственных.
На вербальном уровне-Я. Кстати, согласитесь, часть руководителей именно этого и хочет от своих сотрудников- воспринимать наемную работу как свое собственное дело, место работы- как собственную компанию.
Итак
3 последовательных уровня привязанности к организации, от простой лояльности до полной идентификации.
Очевидно, что в каждом уровне есть свои преимущества и риски.
Так где же все таки лучше находиться сотруднику?
Решать вам.
Но прежде есть смысл поразмышлять о себе. Где я сам как руководитель, нахожусь на оси привязанности к организации?
Для нас очевидно, что требовать от своих сотрудников более высокого уровня привязанности, чем есть у руководителя, не имеет смысла.
я считаю, что идентификация опасна. Сотрудник принимает компанию, ее идеи и т.д. как свои. При этом, в случае каких-либо «некорректных» или не соответствующих его (сотрудника) представлениям о «правильном» руководстве компанией действий со стороны менеджмента, удар по эффективности сотрудника будет настолько сильным, что его результативность не просто резко упадет, есть риск потерять его насовсем. Как говорится, » от любви до ненависти…»