Учимся управлять конфликтами. Я - регулировщик.
Мы завершаем серию публикаций на тему «Учимся управлять конфликтом». На протяжении нескольких недель мы обсуждали причины и течение, а также разные аспекты управления конфликтами. Сегодня предлагаем поговорить о том, чем отличаются конфликты, в которых вовлечены несколько человек от тех, где участников только двое. Различия есть, и в течении самого конфликта и в его «лечении».
Условно по количеству участников конфликты можно разделить на несколько категорий,
Один против одного
В конфликте участвуют двое
Один против группы
Ситуация более сложная, участников с одной стороны больше, чем один
Группа против группы
С каждой стороны участвуют больше, чем один человек
Почему условно?
Те, кому приходилось иметь дело с конфликтами, наверняка замечали, как легко к противостоянию подключатся дополнительные участники. Казалось бы, начали двое, не прошло и недели, как бурлит весь отдел. С другой стороны, конфликт с самого начала может развиваться как противостояние между группами.
Если вспомнить о причинах конфликтов, таких как различие в целях или опыте, общность ресурсов, взаимозависимость в выполнении задач, легко представить, как просто и быстро может развиться такой конфликт на предприятии или в офисе, где по умолчанию существуют разные департаменты с различными целями и порой общими ресурсами.
При этом конфликт группа- группа может возникнуть как между департаментами, так и внутри отдела между неформальными группами или руководством компании и ее сотрудниками.
Важно помнить об одном простейшем правиле- чем больше участников, тем сложнее управление конфликтом.
Поэтому ещё критичнее отслеживать самые первые признаки конфликта группа против группы и
в любом случае не стараться не допускать вовлечения в конфликт новых членов.
,
Каковы же самые первые признаки межгруппового конфликта?
Если вы видите усиление враждебности между формальными или неформальными подгруппами, усиление идентификации, противопоставления типа “мы-они»- это признаки начальной фазы конфликта. А это значит, что необходимо предпринимать действия по предупреждению конфликта ( подробно о действиях руководителя в конфликте мы писали в статье «Приступаем к лечению».
Однако есть одна дополнительная деталь. Всегда, когда задействована группа участников, с одной стороны или с обеих, необходимо выделить неформального лидера конфликта и большую часть усилий направлять именно на него.
Как определить неформального лидера?
Чаще всего это сотрудник, который либо сам наиболее активно участвует в противостоянии, либо открыто или незаметно координирует действия других участников.
На любом из этапов конфликта работа с неформальным лидером. (или лидерами) приносит максимальный результат.
Таким образом, когда речь идёт о конфликте, в котором задействовала группа или группы, необходимо помимо соблюдениям основных правил и этапов урегулирования противостояния помнить следующее:
Чем больше участников, тем труднее урегулировать конфликт. Не допускайте вовлечения дополнительных участников
Ваши действия по урегулированию конфликта, в котором участвует группа ( группы) сотрудников будут успешнее, если вам удастся определить неформального лидера и на нем сосредоточить свои усилия