Пять шагов по внедрению коучинговой культуры в организации.
Многие современные организации ставят перед собой задачу по внедрению и развитию коучинговой культуры.
К сожалению, на практике осуществить эту задачу очень непросто.
В этой статье мы поделимся своим многолетним опытом по внедрению коучингового подхода в международных организациях и разных культурах.
Понимание потенциальных ограничений и необходимых шагов поможет сэкономить время и деньги организации, а также избежать разочарования в самом методе.
Итак, ваша организация приняла решение, что планирует развивать коучинговый подход для развития и удержания сотрудников.
С чего начать?
Первое и, на наш взгляд, ключевое.
Необходимо, чтобы идея активно поддерживалась на самом высоком уровне организации.
Иначе все ваши усилия будут упираться в скепсис или, в лучшем случае, вольные интерпретации коучингового подхода на уровне генерального менеджмента.
Что сделать?
Проверено практикой- участие top руководителей в разовом обучении коучингу проблемы не решает.
Для того, чтобы руководство организации действительно поддерживало дальнейшие усилия по внедрению,
необходим личный ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ опыт коучинга.
Оптимальный вариант- подобрать подходящего коуча для руководителя на самых начальных этапах внедрения или даже раньше, с тем, чтобы к моменту начала активной фазы внедрения у руководителя появился личный опыт решения задач с помощью коучинга. Если у top руководителя уже был положительный опыт работы с коучем ранее- прекрасно.
Если же опыт был и он отрицательный- это существенно затруднит дальнейшее внедрение за счет изначального предубеждения, которое крайне трудно потом преодолеть.
Потому что даже если с высокой трибуны такой руководитель и будет говорить о пользе коучинга, личное негативное отношение всегда так или иначе будет считываться аудиторией.
Проверено многократно. Не работает.
Второе- договориться между собой, как именно будет выглядеть коучинговая культура в вашей организации.
Как именно сдвигов вы хотите достичь? Хотите ли внедрить определенные стандарты коучинга, если да- то как они будут выглядеть? Как именно вы будете измерять результаты внедрения коучинговой культуры? Кого и как обучать? Как, наконец, контролировать использование метода коучинга и удовлетворенность разных уровней организации произошедшими изменениями?
Третье- само обучение.
Если в организации несколько уровней менеджмента, нет никакого смысла в обучении менеджеров первого уровня без поддержки последующих.
Как организовать эту поддержку?
На среднем уровне менеджмента полноценное аудиторное обучение уже может являться полноценным инструментом внедрения.
Необходимым, но недостаточным.
Поскольку через 1-2 месяца после обучения новому непростому навыку без соответствущей систематической поддержки от знаний не останется и следа. Таким образом, группы поддержки, посттренинговые супервизии и встречи участников обязательны для дальнейшего формирования навыка коучинга.
Однако на уровне среднего менеджмента и ниже основным препятствием во внедрении коучинговой культуры, по нашим наблюдениям, является даже быстрое “выветривание” знаний. А собственный, уже имеющийся опыт, неверной трактовки метода, когда коучингом называется предоставление советов вкрадчивым тоном и откровенно наводящие на определенные ответы вопрос.
Порой это бывает практически непреодолимой проблемой, ведь хорошо известно, что проще научить с нуля, чем переучить, когда уже сформирован устойчивый навык.
Почему так важно, чтобы менеджер среднего звена очень четко понимал концепцию коучинга и методы, которые будет использовать организация?
Конечно, потому что именно этот уровень руководителей будет предоставлять обратную связь менеджерам первого уровня.
Если здесь возникнет сбой за счет разного понимания подхода- вся система не будет работать.
Четвертое- обучение первого уровня менеджеров, то есть непосредственное тех, кто больше всего взамодействует с линейным персоналом и , если так можно выразиться, “несет коучинговую культуру в массы”
Препятствие то же- искаженное понимание коучинга, устойчивые и неправильные псевдокоучинговые привычки давать советы вкрадчивым голосом и наводить своими вопросами на нужные ответы. И принципы обучения- тоже те же- полноценный тренинг и дальнейшая поддержка и обратная связь
И, наконец, пятое.
Коучинговую культуру необходимо постоянно поддерживать действиями.
Без поддержки даже самое блестящее обучение даст очень кратковременный результат, а эффективнейший метод- просто в набор шуршащих лозунгов о том, что организация поддерживает коучинговую культуру.
Как поддерживать?
Самое просто- то, о чем мы писали выше. Супервизии, посттренинговые встречи, группы по обмену опытом в интранете и внутренних социальных сетях. Включение согласованных в компании алгоритмов в систему оценки руководителей. Повышение квалификации с помощью более продвинутых тренинговых программ.
Кроме этого, существует еще один работающий, очень сильный, на наш взгляд, способ действительно поддерживать коучинговую культуру.
Это система подготовки и привлечения к работе внутренних коучей из тех менеджеров, которые хотят углублять свои коучинговые навыки и развиваться в этой теме.
Такой внутренний ресурс хорошо ипользовать для дальнейшего развития руководителей, поддержки продвижения и изменений, а также для создания атмосферы в организации, когда сотрудники видят реальные примеры применения коучинга в развитии людей и использовать это ресурс для повышения эффективности и личного развития.
Итак, необходимыми условиями для успешного внедрения коучинговой культуры мы считаем личную вовлеченность руководства организации, наличие четкого видения и стратегии внедрения, последовательное обучение менеджмента, а также создание внутренней системы поддержки.
Успехов!