Что делает стратегические сессии успешными?
Стратегические сессии – магическое словосочетание, которое знают и собственники бизнесов и руководители.
Ожидания от данной активности у них, как правило, едины, — это разработка стратегического и тактического плана действий, нацеленного на вывод новых продуктов или освоение новых рынков, стимулирование бизнеса к новому витку развития и других прорывных задач, делающих компанию более сильной в конкурентной борьбе.
Почему же тогда компании не так часто, как могли бы, обращаются к этому ресурсу?
Причины, по моему мнению, могут скрываться в трех направлениях:
Руководство
Хотя и декларирует свою заинтересованность, но не решается вступить на это поле.
Это похоже на осторожность или полное отсутствие энтузиазма работать в коучинге даже при наличии проблемы:
«Придет коуч, сподвигнет меня на изменения, так их же потом надо внедрять! Нет, подожду пока.
«Вот решусь на эту затею, а мне вообще непонятно, с чего начинать и как продвигаться?»
Сама сессия
Может не дать ожидаемых результатов по причине слабой подготовки или же непрофессиональной работы фасилитатора.
Результаты
Часто не реализуются, хотя и расписаны по итогам успешно проведенного мероприятия в виде планов. Причины могут быть разными и вполне объективными, например:
- снижение мотивации участников после интенсивного обсуждения. Не секрет, что во время командной работы участники заряжаются друг от друга и от руководителя энтузиазмом, а после происходит синдром «отдачи»
- рутина или другие более «важные и срочные» задачи затягивают и уводят от выполнения намеченного
- у основной команды по внедрению вполне может возникнуть сопротивление. Они не принимали участие в стратегическом планировании, но вдруг должны вовлекаться и реализовывать то, что другие «накреативили»
- по ходу выполнения планов возникают проблемы и нет времени и желания, а, порой, и полномочий, на поиск их решений.
Обобщая собственный опыт неоднократно проведенных стратегических воркшопов, я предлагаю вашему вниманию ПРАВИЛА, которым следую сама. Для меня они работают как гарант успеха на всех этапах вплоть до реализации всего, что намечено.
До стратегической сессии
Первую встречу в формате диалога с открытыми вопросами я провожу с Заказчиком, как правило, главным стейкхолдером.
Мы обсуждаем цель мероприятия, я провожу диагностику текущей ситуации, проверяю актуальность запроса на разработку стратегии, обсуждаем возможные варианты стратегий и какие направления деятельности, вероятно, будут важны, в том числе, кто мог бы их возглавить, кому важно присутствовать, какие возможные риски и ограничения видит руководитель, как распределять участников в процессе работы в группах, какая информация будет нужна «под рукой» — для подготовки к сессии, и так далее.
Почему это важно?
- Целеполагание и систематизация картинки в голове руководителя – один из ключевых залогов успеха;
- Люди — понимание целевой аудитории;
- Содержание — фокусы внимания, подготовка, управление рисками
Непосредственно заказчик или 2-4 человека из его рабочей команды принимают участие в подготовке наравне с фасилитатором.
Заказчик финально утверждает план работы.
Утверждается цель(и), происходит согласование контента, формирование мини-групп, технические моменты (подготовка зала и т.д.)
Почему это важно?
- Ключевые лица отвечают за подготовку информационных блоков, если это требуется
- они замотивированы, ментально они уже работают на результат
- могут выступать ко-фасилитаторами внутри групп во время активностей.
Во время стратегической сессии
Я работаю с разными инструментами фасилитации: разноцветные маркеры, стикеры разного формата, бумага, ФЧ, подручные материалы, креативные упражнения.
Почему это важно?
- Это необходимо для стимулирования мышления,
- «out of box thinking»,
- для разгрузки аудитории в моменты напряжения.
Визуализация итогов коллективной работы играет одну из ключевых ролей в успехе сессии.
Почему это важно?
- Фиксация плана действий стимулирует ответственность
- Легко отследить взаимосвязь в деятельности параллельных направлений и скоординировать, если требуется, чтобы исключить накладки в планировании, равномерно распределить нагрузки
По итогам совместной работы команда назначает «собственников» — ответственных за каждое их стратегических направлений.
Почему это важно?
- Лидер отвечает за деятельность и результаты направления
- Договоренности о составе и кратности встреч после стратегического планирования обеспечат контроль достижения результатов
После стратегической сессии
Договоренность со стейкхолдером о шагах для преодоления возможных барьеров по внедрению плана.
Варианты поддержки от тренера-коуча:
- индивидуальные коуч-сессии с руководителями направлений
- обучению лидеров направлений коучингу для работы с коллективом, повышения осознанности и мотивации
- воркшопы с командами для анализа продвижения в реализации плана, достижениям и неудачам. Результат воркшопов — обновление плана действий
- воркшопы с командой лидеров – подведение промежуточных итогов
- организация «праздников» по достижению ключевых результатов
Почему это важно?
- Поддержка от специалиста поможет команде сохранить мотивацию,
- Можно обучиться дополнительным инструментам управления,
- Непредвзятое мнение специалиста извне привнесет дополнительный вклад во внедрение стратегического плана в жизнь
Надеюсь, эти ПРАВИЛА помогут вам достичь успеха в проведении стратегических сессий.
Если вы хотите получить консультацию или дополнительную информацию, обращайтесь к нам.
Больше информации, много практики, самые современные технологии работы на Территории Высокоэффективных Команд Хайп Тим. Будьте с нами!